Если честно, то это аниме я решил посмотреть случайно. Мне понравилась песня Аи Хирано "Hare Hare Yukai" из него, соответственно, мне и захотелось посмотреть оригинал. Я даже не думал, что после наудачу просмотренной серии - "Синдром одинокого острова", впишу его в список "a must watch". Возможно, дело в том, что режиссер Тацуя Исихара сумел выдержать ту грань между обычной школьной комедией и действительно серьезной философской темой, которой посвящено аниме. Кроме того, в ленте можно усмотреть ряд любопытных отсылов к другим аниме, книгам и даже фильмам, которые добавляют глубину, обычно нетипичную для "школьных" сериалов. И юмор. Искрометный юмор - начиная от объяснений главного героя, которым сопровождается действие, и заканчивая уморительными выходками главной героини - Харухи Суцзумии.
Несколько слов о переводе. Это один из тех моментов, когда я однозначно ставлю оценку - "отвратительно", а каждый из переводчиков получил бы от меня Медаль Золотой Фофрелюхи. Удивительно, что при таком убитом переводе это аниме завоевало достаточно солидную армию поклонников на просторах бывшего СССР. Во-первых, покажите мне идиота, который придумал Микуру-тян (ударение на первом слоге) обозвать "Микурочкой" (ударение на ВТОРОМ! Вообще-то по японским меркам подобное искажение имени означает оскорбление, притом весьма тяжелое). Моя жена пришла бы в восторг от этого перевода, и далее называла эту героиню не иначе как "курочкой". Во-вторых, героиню зовут не "Судзумия", а все-таки "Суцзумия". Даже есть переводческая традиция - в "Звездном десанте" есть герой по имени Суцзуми. Зачем при этом выдумывать велосипед, есть великая тайна. В-третьих, некоторые выражения, которые слышны из уст героев - это полный абзац. Например, ставшая крылатой фраза "Микурочка, ты ходишь в какие-нибудь кружочки"... В каждом слове этой фразы - наглая брехня. Начиная с того, что в Японии нет "кружочков", а есть клубы по интересам. Их организовывают сами ученики, безо всякого участия учителей (как в отечественных кружках). Как мне кажется, разница между кружком и клубом - принципиальна. И ученики туда не "ходят", это не внешкольные занятия. Это досуг. Блин, в самом аниме показан быт такого клуба - герои сидят и пьют чай, играют в Го, читают книги - это что, сильно на кружок похоже? У меня, правда, есть предположение, что переводчик диалогов аниме не смотрел, но что в таком случае делал редактор и директор дубляжа?..
Сюжет аниме достаточно прост и сложен одновременно. В этом "Меланхолия..." перекликается с другим аниме - "Евангелионом", да, собственно, Исихара этого и не скрывает. Ряд образов в этом аниме отсылает зрителя именно к нему. Даже имя одной из героинь - Нагато Юки - это зашифрованное имя "Аянами Рэй". "Нагато" - это корабль, как и "Аянами". Юки означает "снег", тогда как "Рэй" - холод. Да и сами они похожи между собой. Но все по-порядку. О чем речь-то?
А речь идет о людях, которым тесно в рамках. Нужно сказать, что выпадение за рамки общественных требований в японской школе не приветствуется в еще большей степени, чем у нас. Дети, которые не подчиняются некоему общему стереотипу, попадают под своего рода негласный остракизм, и обычно оказываются одинокими и замыкаются в себе. Или становятся "как все". Но не все согласны с такой дихотомией. Таковы главные герои аниме Харухи Суцзумия и Кён. Обоим тесно в рамках, но если Кён находит выход в трезвом мышлении и даже некоторой циничности, то Суцзумия - выбирает эксцентричный образ. Так она и заявляет в начале - ее не интересуют обычные люди, а только инопланетяне, путешественники во времени и экстрасенсы. Она провоцирует, провоцирует окружающих. Ну кто захочет хотя бы изредка заговаривать с такой странной девушкой, пусть она и писаная красавица. Захотят только те, кому самому тесновато в обществе вполне заурядных, обычных людей. А Харухи это и требуется. Подобно героям-шестидесятникам, она требует невозможного, и желает, чтобы вокруг нее были люди, которые желают того же. Если она влетит в дверь клуба и заявит, что завтра - полет на Марс, спросят, что брать с собой. А если завтра - чемпионат по бейсболу, они пожмут плечами, и попытаются выиграть. Неудивительно, что вокруг Харухи собираются именно такие люди. И даже больше - скромная девочка Юки из литературного клуба оказывается представителем внеземной машинной цивилизации. А типичная "девочка-припевочка" Микуру - пришелицей из будущего. Иц'ки Коидзуми - экстрасенсом. Да и вообще, вокруг героев начинают твориться на полном серьезе совершенно потрясающие дела. Кажется, что герои, сами того не желая, творят реальность вокруг себя. Так кто же они - боги? Отдельные намеки, разбросанные по всей ленте, позволяют сделать предположение, что нет. Хотя на форумах давно уже ломаются копья по поводу того, кто же бог в этом сериале - Харухи или Кён.
Рискну сделать предположение - бога в нем вообще нет. Вернее, это Бог далекого будущего, составленный из таких вот людей как Кён и Харухи. Неслучайно ведь Юки в момент знакомства читает книгу "Гиперион" Дэна Симмонса - в ней и описан такой Бог. И описан машинный Бог, составленный из предельно рациональных компонентов - ИскИнов. Выбор, который ставит режиссер перед героями "Меланхолии..." - это тот же выбор, который поставил Симмонс перед героями "Гипериона". Либо вы становитесь "как все", и все необычное, странное, чудесное будет изгнано из мира, подвергнуто анализу и каталогизовано неким Deus Ex Machina. Либо вы идете до конца - и тогда предела нет, случиться может все. Даже то, что вы считаете фантастикой. Нетрудно догадаться, какой выбор делают Харухи с Кёном, и потому становятся Началом. Первопричиной того, что в далеком будущем возникнет тот экзистенциальный Бог, способный играть галактиками и играючи, создавать целые миры. Именно поэтому за Харухи следят представители иных цивилизаций, конспирологических сообществ и даже темпоральные агенты. Не каждый ведь день представляется возможность понаблюдать за рождением нового Бога, пусть даже в форме такой взбалмошной и гениальной до безумия девушки как Харухи, а также вполне обычного человека по прозвищу Кён. Хотя на самом деле Кён - очень даже необычный человек. Он способен любить, искренне и беззаветно, хоть и боится себе в этом признаться. Именно так можно удержать активное начало в виде Харухи от сползанию к черной меланхолии, и заставить его действовать. "Замкнутые пространства" - это то, что возникает, когда человек уходит, замыкается к себе и вместе с ним умирает частичка мира.
Есть еще много иных смыслов, которые можно найти в этом аниме, но тогда рецензия превратится в философский трактат. А закончить ее мне бы хотелось словами Юзефа Бестера - "Мечты слабых - бегство от реальности, мечты сильных - создают реальность". Нужно быть очень сильным человеком, чтобы сберечь свои мечты, и тогда однажды они воплотятся в реальность. Даже если сами вы об этом никогда не узнаете.
Отредактировано Auriel (2009-04-16 17:17:28)