[реклама вместо картинки]
[реклама вместо картинки]
В начале было слово...
Изредка я думаю, каким оно было. С чего все началось? Просто со случайно купленного диска? Трогательной картинки, на которой мальчишка, до боли напоминающих крапивинского, держит на руках полумертвую синеволосую девочку. Или все же это было слово, которое ярко выделялось на ней - "Евангелион"? Так называлось во времена Никейского Собора по-гречески Четвероевангелие. Так назвал свою версию Евангелия Мани, автор концепции направленного мирового зла. Зачем это слово стоит на обложке аниме? Что хотел сказать режиссер, называя его именно так, именно этим словом? Не предопределило ли само название то, что творение оказалось гораздо глубже и реальнее того, что на самом деле вкладывал туда режиссер Хидеаки Анно и аниматор Йошиюки Садамото? Воистину, вначале было Слово...
Говорят, однажды Толкину прислали письмо, содержавшее всего одну строчку. Она гласила: "Вы же понимаете, что не придумали Средиземье?". Профессор даже и не думал отрицать. Его мир, который тоже начался со Слова - с первых же страниц зажил своей жизнью, независимой от авторских желаний или причуд. Название есть сущность. А жизнь - суть текст. Все было уже определено даже до того, как Садамото взялся за мел, кисть и краски, а Анно - сел за клавиатуру текст-процессора. Что бы изначально они не хотели создать, одно слово определило все. Все так: вначале было Слово. И было это слово - "Евангелион".
Если вы попробуете описать сюжет хотя бы в двух словах, ничего у вас не выйдет. Нельзя в двух словах описать целиком жизненную историю, да еще и наполненную по самую завязку философскими коннотациями и аллюзиями, пусть и облеченную в форму футуристического меха-сериала. Да и на классическую меха тоже "Евангелион" не тянет - во время просмотра постоянно кажется, что режиссер издевается над "кондовым" фаном, подсовывая ему с совершенно серьезным видом настоящие "рояли в кустах". Чего стоят одни только штепсели у гигантских роботов, которые, конечно же, включаются в огромную розетку. Или каскадерские прыжки "Евы-02" по палубам авианосцев, нарушающие все известные (да и неизвестные тоже) законы физики. Это еще что! Иногда компотом похлеще угощает зрителя режиссер буквально в соседних кадрах. Кажется, Анно с самого начала старается показать, что меха-эстетика, в которой выдержано аниме для него второстепенна, и играет роль декораций в театре, собранных "тяп-ляп", на скорую руку, из реквизита для разных постановок. А главное в нем - игра актеров, которые разыгрывают драму, не сильно отличающуюся от той, которую принято считать первой в анналах истории.
А драма у каждого здесь своя.
Это Синдзи, мучительно пытающийся в 14 лет ответить на вопрос, о который сломали голову величайшие философы мира - "Кто я?". Является ли он самостоятельной личностью, или все же придатком к своему полудемоническому оружию?
- Я военный пилот, Джерри. Ничего больше я не умею делать.
- Это лишь твое занятие, Дэвидж, но не ты, и не то, что ты есть.
(Барри Лонгиер "Враг мой")
Этот диалог мог бы произойти и с Синдзи, будь у него такой мудрый друг, как Джерриба Шиген. Но у него его нет, и как же трудно становится обретение этой простой истины.
А вот Аска, лучшая из лучших. Вот уж у кого не должно быть проблем. Но и она отвечает на тот же вопрос вопросов - "Кто я?". Стоит ли она чего-либо, без своих достижений, без лучших результатов? Наконец, без ярости и ненависти, которым она платит миру за то, что он оказался предельно жесток к ней? Способна ли она простить, открыть миру то, что она прячет за показушными эскападами и картиночной гордостью?
Проще всех, казалось бы, Аянами Рэй. Она точно знает, кто она. Откуда взялась. Да и вообще, она спокойна, даже зная, что через несколько секунд умрет, потому что обязательно вернется снова. Но и над ней висит вопрос вопросов - "Кто я?" Человек? Инструмент? Нечто, созданное человеком по своему образу и подобию, как она однажды определяет себя?
А есть еще драма мира. Тяжело, неизлечимо больного человечества, которому уже ничто не поможет, и которое истребляют страшные Ангелы, совсем не похожие на благостные создания из библейских апокрифов. Ирония в том, что человечество это заслужило - и попытки института "НЕРВ" хоть как-то защитить оставшихся людей, или превратить их в нечто иное, лучшее - бесцельны. Для мира "Евангелиона" уже поздно что-либо делать. Все искупительные жертвы были приняты. Теперь наступил момент, когда все человечество должно взойти на Голгофу ради всего двух людей. Все. Без исключений. Каждый должен потерять свою душу ради ближнего своего, чтобы ее вновь обрести.
- Ты понял, Избранный? Это тебя нет, а ложка - есть. Нет нужды спасать целый мир. Спаси тех, кого любишь...
Примечание: картинка - не постер и не кадр. Это профотошопленный фан-арт.
Отредактировано Auriel (2009-02-26 16:41:58)