http://blogdematt.kouryu.info/images/200710/transformers_masterforce/transformers_masterforce_018.jpg

Перезагрузка франшизы редко бывает удачной. Обычно она порождает бесконечные войны между олдфагами, привыкшими к старым добрым героям, и между ньюфагами, которые считают "старье" безнадежно отставшим от жизни. Можно увидеть яркий пример такого холивара после выхода в 2008 г. фильма Майкла Бэя "Трансформеры". Их сразу окрестили "бэйформерами" и отлучили от канона. Надо сказать, что есть за что - от канона режиссер не оставил камня на камне. Ввел целую кучу космогонических элементов, которых не было даже в самых укуренных сериях оригинального цикла. Например, таинственный артефакт Всеискру, которая является источником "роботической жизни". Спайк и Дэнни, герои оригинальных серий, сданы в дом престарелых, а вместо них появились какие-то непонятные Обычные Американские Школьники, больше похожие на великовозрастных балбесов из "Американского Пирога", чем на нормальных героев (господи, хоть позвали бы японского школяра для консультаций). Короче говоря, перезагрузка оказалась эпичным провалом. И это при живом-то примере такой перезагрузки, в которой режиссер не менее вольно обошелся с каноном, но которая олдфагами (в том числе и в моем лице) была воспринята очень благосклонно... Я говорю о сериале Masterforce Тэцуо Имадзавы.

Немного истории. В 1987 г. американская корпорация Hasbro приняла решение частично продать франшизу "Трансформеры" японской корпорации Takara. Доподлинно неизвестно, почему - франшиза с успехом приносила достаточно солидный доход, более того, в производство был запущен очередной, четвертый сезон мультсериала под названием Headmasters. Существует расхожее мнение, что в то время Hasbro позарез нужны были деньги, и она продала то, в чем в тот момент наблюдался творческий кризис. А зря, задумок в четвертом сезоне было достаточно, чтобы сделать хорошую, годную вещь. Одна лишь идея слияния разумов человека и трансформера в единый гештальт - это, собственно, и называется технологией "хедмастера" - могла стать (и стала) той самой изюминкой, которая обеспечила "трансам" неувядающую популярность на протяжении еще доброго десятка лет. Короче говоря, все это добро Hasbro взяла, и продала японцам. Что ж, думаю, они после этого не раз кусали себе локти.

Японцы оказались в двусмысленной ситуации. С одной стороны, четвертый сезон взял очень солидную планку, введя "хедмастерскую" технологию. В нем были затронуты такие темы, которые для юношеской аудитории были достаточно сложными. Например, с обманоидами (здесь и далее я буду использовать термины из перевода О. Негребецкого) в гештальт вступали последние представители умирающей цивилизации, которые таким образом стремятся выжить. А с киберами в гештальт вступают близкие друзья, а иногда и влюбленные. Во всяком случае, там просматривалась весьма красивая романтическая линия между трансформером Арси и (на момент четвертого сезона) уже юношей Дэнни. Пойдя в развитии этой темы далее, можно было получить хорошее аниме на уровне "Акиры" или "Призрака в доспехах". Но в требованиях четко стояла подростковая аудитория. И тогда Кацутоши Накано и Седзи Тадзима сняли "параллельный" четвертый сезон, упростили, где получилось, сюжет, сгладили острые углы и заблаговременно поубивали или отправили в другую галактику "лишних" героев. Таким образом получилось, что существуют два отдельных четвертых сезона, которые друг друга исключают.

Таким образом, Тэцуо Имадзава оказался перед еще более сложным выбором. Если продолжать то, что наснимали Накано и Тадзима, получится совсем уже полный бред. Если перезагружать франшизу, тогда нужно найти ход, который не вызвал бы ярости олдфагов. И тогда Имадзава обращается к нескольким проходным задумкам, которые были в оригинальном сериале, и на их основе создает целиком новую вселенную, которая, тем не менее, весьма пришлась по вкусу олдфагам - да так, что после оглушительного успеха Masterforce было снято еще два сиквела. 

Имадзава благоразумно оставил за кадром объяснения, почему из XXI в., который благополучно наступил еще во втором сезоне оригинальных "Трансформеров", действие вдруг опять перепрыгнуло в старые добрые 80-е. В моей записной книжке я высказал вполне непротиворечивую гипотезу, что речь идет о "параллельной" Земле, которая возникла в результате экспериментов со временем (в серии №59 - "War Dawn" - подобную штуку уже пробовали провернуть обманоиды, отчего не допустить, что они выкинули тот же номер еще раз). Этот единственный двусмысленный момент в сериале он с лихвой компенсирует полномасштабной реализацией проходной идеи буквального превращения трансформера в человека (серия №88 - "Only Human"), а также отказом от технологии хедмастеров как гештальта. Хедмастеры у Имадзавы - это люди, соединенные с безмозглым телом робота. Это позволило ему ввести в сюжетную канву героев-людей, и купить благосклонность фанов качественной проработкой их характеров. Для этого Имадзава привлек к работе над сценарием Хироюки Хошияму (позже прославившегося как сценарист "Патлабора", тоже входящему в сокровищницу шедевров аниме), Тоёхиро Андо (сценариста "Грендайзера") и Йошихису Араки (сценариста "Гандама"). Ансамбль дополнила звуковая дорожка, сочиненная Тошией Игараши на музыку Кацунори Исиды (опенинг "Chojin Masterforce no Theme" оказался настолько удачным, что даже сейчас я с удовольствием напеваю припев "Masterforce tatakau tabi ni"). С такой командой Имадзава просто не мог потерпеть поражение. И не потерпел.

К безусловным успехам цикла следует отнести грамотно продуманный сюжет. Он вполне себе линеен и логичен, развивается без явных провисаний и тупиков, характерных для третьего сезона (где было совершенно бездарно угроблено громадное количество вкусных идей, которых хватило бы десятка на два сезонов и даже спин-оффов). Имадзава счел за лучшее пожертвовать сюжетом в пользу ярких и запоминающихся героев. ОЯШи в видении Имадзавы выглядят не просто подкупающе обыкновенными, в их реальность вполне можно поверить - настолько мало в них отвязно-натужного геройства, характерного для жанра меха. Даже рыжий гопник (и таковой имеется) таки выглядит у него рыжим гопником. Единственный достаточно серьезный просчет он допустил в "плохих" героях. В конце-концов хорошими у него оказываются все, кроме Главного Зла - Черного Зарака, которое сообща забивают ногами все действующие лица. Хотя это, может быть, следовало бы записать в плюс. Мне было интересно наблюдать, как "младшенького" обманоида по-матерински опекает Госпожа Мега. Даже было жалко думать, что в конце ее выпилят как "плохую", и я был приятно удивлен совершенно иным финалом. Еще мне не понравился довольно откровенный фансервис - Имадзава к середине цикла "воскресил" Оптимуса Прайма, переобозвал его Супер Джинраем, и навешал на него целую кучу различных гаджетов. Я бы его не воскрешал, например (его и так в оригинальном сериале воскрешали раз пять - дайте же отдохнуть ему!). Из-за этого идеально выстроенная система балансов между обманоидами и киберами в новой вселенной трансформеров несколько расползлась и все неизбежно свелось к битве двух битюгов - Супер Джинрая и Черного Зарака, у которых под ногами путаются все остальные.

... а еще мне просто было приятно снова воскресить воспоминания далеко ушедшего детства, когда вечером в шесть часов я забирался на диван, и смотрел очередную серию "Трансформеров". Long Life Fighters!