Живая душа аниме

Объявление

Здравствуйте! Охайо годзаймасу!
Мы рады приветствовать Вас на нашем форуме! О чем же он и для кого? Чем отличается от других? Чтобы ответить на эти вопросы, предлагаю вам прочитать наше обращение ко всем посетителям форума
Наше обращение

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Живая душа аниме » Культура Японии » Ценность жизни и эстетика


Ценность жизни и эстетика

Сообщений 1 страница 15 из 15

1

Часто задаюсь вопросом: как в японской культуре и мировоззрении может сочетаться преклонение перед красотой и гармонией и при этом жестокость и неслишком уважительное отношение к жизни, как своей, так и чужой.
Про сиппуку и харакири знают все. Но это ведь еще не все. Убийство врага с особой жестокостью (например, вырезать у живого человека печень и съесть ее) считалось доблестью. А самурай при покупке меча имел право проверить его остроту, разрубив пополам первого попавшегося простолюдина.
Но при этом, пожалуй, ни в одной культуре мира так не ценят красоту и не умеют ее создавать, как в Японии.
Как это две вещи сочетаются?

2

Да, мне тоже всегда было это интересно - настолько противоположные вещи сочетаются в их культуре. Видимо, чтобы понять загадочную японскую душу, нужно очень хорошо изучить их историю и философию, а главное - пожить там, среди них)))

3

Ведь, если смотреть те же аниме, они всегда пропагандируют бережное отношение к жизни и вообще общечеловеческие ценности. Как же это уживается с жестокостью, которая считалась там нормальной

4

Fuchoin Kazuki написал(а):

Ведь, если смотреть те же аниме, они всегда пропагандируют бережное отношение к жизни и вообще общечеловеческие ценности. Как же это уживается с жестокостью, которая считалась там нормальной

А они на самом деле не совсем уживаются. Это просто две разные Японии - одна довоенная, вторая - послевоенная. В сороковые годы у японцев произошла страшнейшая ломка, нация буквально была об колено сломана атомными бомбардировками. Вот хотя бы очень простой пример: военная пропаганда у японцев строилась на слогане "Мы все умрем за императора, и это будет ужасно классно", более того, все ужасы войны там очень реалистично показаны. Америкосы, когда добрались до имперского архива, были попросту шокированы, когда эти материалы увидели. Кажется, Тейлор, тогда сказал, что будь такая пропаганда в Америке, хрен бы кто воевать пошел. У них там был совершенно натуральный культ смерти, и те же зверства квантунской армии - это для них было вполне обыденно.

А после Хиросимы появился, например, Носака. Началось переосмысление вообще всей системы ценностей Японии, и отход от обожествления смерти. "Могила светлячков", кстати, это самое переосмысление иллюстрирует. По японской мифологии человек после смерти не умирает, а переходит в иной мир. А в "Могиле..." озвучено несколько другое - человек не просто живет после смерти, он обречен заново и заново переживать самые страшные моменты в своей жизни. Поэтому если раньше "не-умирание" расценивалось как однозначное добро, откуда и довольно пренебрежительное отношение к жизни у довоенного японца (в этом смысле они похожи на афганских или израильских друзов), то теперь "не-умирание" могло стать страшнее самой смерти. Это, в свою очередь, обусловило рост уважения послевоенного японца к жизни даже отдельно взятого, совершенно ничтожного человечишки. И в конце-концов такое глубинное переосмысление привело к тому, что мы знаем сейчас.

А вот сосуществование культа смерти, пренебрежительного отношения к жизни, и ориентации традиционной японской культуры - как раз вполне объяснима. Чем короче живет человек, тем меньше у него времени на искусство, поэзию, красоту. А жизнь японского самурая была очень, очень короткой. Значит, нужно использовать каждый свободный момент для достижения гармонии, созерцания, стихосложения. Ведь на "том" свете очень важно, насколько ты был духовно развит. Это опять же очень похоже на друзов, которые основной целью в жизни (кроме войны, конечно) полагали стремление к знанию и красоте.

5

Очень интересно, спасибо... Надо найти побольше материалов на этот счет. Особенно интеерсно, что же сейчас, грубо говоря, творится в голове у рядового японца, каково их восприятие жизни и мира сейчас.

6

Akabane Kuroudo написал(а):

Надо найти побольше материалов на этот счет.

Да начать можно с элементарного - сначала читаем "Повесть о доме Тайра", потом Сен-Сенагон "Записки у изголовья", затем "Бусидо", и только после этого можно приступать к Акутагаве, например.

А, и еще можно посмотреть очччень хорошее кино про Японию конца XIX в. - "Сумеречный самурай". И обязательно работы Такеши Китано.

Отредактировано Auriel (2009-03-10 18:40:23)

7

Кстати, помню, был замечательный, но очень тяжелый фестивальный фильм "Легенда о Нараяме". Я его не видел - мне тогда не было 16 лет, а все фестивальные фильмы в те времена были "до шестнадцати", но знаю содержание по рассказам родителей.

Akabane Kuroudo написал(а):

Особенно интеерсно, что же сейчас, грубо говоря, творится в голове у рядового японца, каково их восприятие жизни и мира сейчас.

Вот, и мне интересно. Собственно говоря, хоть настоящими буддистами японцев и не назовешь, а синтоизм это, скорее, смесь буддизма с язычеством, они верят в перерождение (кстати, во многих аниме эта идея видна, например, в том же "Сейлор Муне" или "Волчьем дожде"), значит и смерть для них - не больше, чем некоторый этап в вечной жизни.

Auriel написал(а):

А они на самом деле не совсем уживаются. Это просто две разные Японии - одна довоенная, вторая - послевоенная. В сороковые годы у японцев произошла страшнейшая ломка, нация буквально была об колено сломана атомными бомбардировками.

Конечно, американцам, сбросившим бомбы, нет оправдания, но Хиросима для Японии была как тяжелая болезнь для человека. Искупление, знак к тому, что пора меняться. Японцы, вроде бы, вняли этому знаку. Но, к сожалению, они сейчас постепенно впадают в другую крайность, не лучшую - американизацию...

8

Fuchoin Kazuki написал(а):

Конечно, американцам, сбросившим бомбы, нет оправдания

Я думаю, вы знаете, что летчики, сбросившие "Толстяка" на Хиросиму - сошли позднее с ума. Кроме того, у американцев даже наличествует комплекс вины перед японцами. Так, например, в Библиотеке Конгресса действует одна интересная выставка, называется - "Годы позора". Она о том, как в годы войны в США японцев интернировали в концлагеря. А недавно Клинт Иствуд снял даже два фильма об одной из ключевых битв за Японию - об Иводзиме. Первый - с точки зрения американцев, второй - с точки зрения японцев. Второй вышел лучше. Так что это сами америкосы прекрасно понимают.

Fuchoin Kazuki написал(а):

Японцы, вроде бы, вняли этому знаку. Но, к сожалению, они сейчас постепенно впадают в другую крайность, не лучшую - американизацию...

Японцев невозможно американизировать. Мне сложно вам это объяснить, но это вытекает из некоторых особенностей японского взгляда на мир. У них есть такое понятие - "ши". Буквального это слово перевода не имеет, более того, это китайский буддийский термин, который претерпел некоторые изменения в японской среде. Примерный перевод - это умение выбирать. Это первое, чему учат совсем маленького японца. Японец никогда не выберет то, что ему не подходит по мировоззрению. Он включит в свое культурное окружение только то, что будет составлять гармонию с уже существующим. Если хотите понять, что такое "ши", то хотя бы посмотрите на икебану.

9

Кроме того, у американцев даже наличествует комплекс вины перед японцами.

Да, только современная японская молодежь убеждена, что бомбы на них сбросил Советский Союз...

Если хотите понять, что такое "ши", то хотя бы посмотрите на икебану.

Спасибо, но я семь лет работаю в эзотерической газете, поэтому знаю)))
Полностью, надеюсь, их американизировать невозможно, но все же это есть. Даже язык их сейчас изобилует англицизмами и американизмами.

10

Но, если честно, не верю я в комплекс вины у американцев. Был бы комплекс, они бы не воевали во Вьетнаме, не бомбили Ирак и не валили бы вину за Хиросиму на Совесткий Союз.

11

Fuchoin Kazuki написал(а):

Да, только современная японская молодежь убеждена, что бомбы на них сбросил Советский Союз...

Можно попросить пруфлинк? Меня это попросту шокировало...  :huh:

Fuchoin Kazuki написал(а):

Полностью, надеюсь, их американизировать невозможно, но все же это есть. Даже язык их сейчас изобилует англицизмами и американизмами.

Ну, я по профессии программист. Моя речь не менее изобилует англицизмами, поскольку профессиональная лексика пришла из английского языка. Это значит, что я американизировался или англизировался? Или, например, огромное количество заимствований в русском языке из немецкого и французского означает, что русские в соответствующие периоды онемечились или офранцузились? Ничего подобного.

12

Fuchoin Kazuki написал(а):

Но, если честно, не верю я в комплекс вины у американцев. Был бы комплекс, они бы не воевали во Вьетнаме, не бомбили Ирак и не валили бы вину за Хиросиму на Совесткий Союз.

Вы знаете о существовании в США таких терминов как "вьетнамский синдром" или "иракский синдром"? Это на полном серьезе. Наличие комплекса вины у нации в целом никак не относится к милитарной ориентации государства.

13

Auriel
Вот пара статей по теме
http://kvazar.org/showthread.php?t=30682
http://www.rusk.ru/st.php?idar=12733

Гм... я не психолог и не буду утверждать, но считал что эти синдромы сродни нашему "афганскому" и более свежему "чеченскому" синдромам, которые не имеют ничего общего с комплексом вины, и выражаются просто в неспособности людей, прошедших боевые действия, найти свое место и реализовать себя в мирной жизни.

14

Akabane Kuroudo написал(а):

Гм... я не психолог и не буду утверждать, но считал что эти синдромы сродни нашему "афганскому" и более свежему "чеченскому" синдромам, которые не имеют ничего общего с комплексом вины, и выражаются просто в неспособности людей, прошедших боевые действия, найти свое место и реализовать себя в мирной жизни.

У меня есть знакомые "афганцы". Это именно комплекс вины. Они считают себя виноватыми за эту войну, в первую очередь потому что были добровольцами. Как ни парадоксально, но именно люди с таким синдромом - самые активные члены антивоенных организаций. Против явного "орла" Маккейна выступали в первую очень сами "вьетнамцы", например. А самые большие "орлы" - это штабные офицеры и те, кто войну видел только на картинке. Конечно, что у таких никогда не будет никаких комплексов вины.

15

Я посмотрел ссылки. К сожалению, там нет ссылок на источник цифры в 25%. Поскольку я имею определенное предубеждение против статистики (есть три вида лжи - бытовая, наглая и статистика), особенно когда она подается без указания источника, то она мне кажется сильно, очень сильно завышенной.

Добавлено: Насчет статистики не обижайтесь. Просто я не обычный программист, мой профиль работы - это обработка статистических данных. И я прекрасно знаю, как "играются" с целевой выборкой, потом выбирают, какие цифры показывать, а какие - нет. Поэтому я доверяю только той статистике, для которой я вижу распределение полностью, а также какая выборка при этом была использована. В ваших же источниках цифра была просто приведена как неоспоримый факт. А то еще есть такая фигня как процесс Симоды. Это когда японский гражданин подал в суд на США по поводу атомных бомбардировок. И дебаты по этому вопросу идут до сих пор.

Отредактировано Auriel (2009-03-11 13:30:26)


Вы здесь » Живая душа аниме » Культура Японии » Ценность жизни и эстетика