Живая душа аниме

Объявление

Здравствуйте! Охайо годзаймасу!
Мы рады приветствовать Вас на нашем форуме! О чем же он и для кого? Чем отличается от других? Чтобы ответить на эти вопросы, предлагаю вам прочитать наше обращение ко всем посетителям форума
Наше обращение

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Живая душа аниме » Кинозал » Mahoromatic: The Automatic Maiden


Mahoromatic: The Automatic Maiden

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

[реклама вместо картинки]

Когда твердят, что солнце - красно,
Что море - сине, что весна
Всегда зеленая - мне ясно
Что пошлая звучит струна..

Мне ясно, что такие краски
Банальны, как стереотип,
И ясно мне - какой окраски
Употребляющий их "тип"...

И тем ясней, что солнце - сине,
Что море - красно, что весна -
Почти коричнева!.. - так ныне
Я убеждаюсь у окна...

Но тут же слышу голос бесий:
"Я вам скажу, как некий страж
Что это ложный миг экспрессии
И дальтонический мираж..."
Игорь Северянин

Что бы вы сказали, если бы я пригласил вас в необычный театр? Надпись на дверях гласит «Вход – только для сумасшедших». Чуть ниже: «плата за вход - разум». Да, это театр абсурда. В него противопоказано заходить всем подчеркнуто серьезным и высоколобым, потому что все, что они там найдут – это банальщина, пошлость и безвкусица. Этой категории зрителей ни покупать диск, ни тем более читать рецензию далее этого абзаца я бы не советовал. Вас ждут серьезные аниме, в которых вы найдете бездну скрытого смысла. Остальные же – протяните руку, и прочтите волшебное заклинание, которое перенесет вас в мир веселой бессмыслицы, стеба и абсурда, который подарит вам кучу здорового смеха и даже позволит вас лицом к лицу встретиться с самим собой и вдосталь постебаться над тем, что еще так недавно для вас было не в пример серьезнее.

Нужно сказать, что откровенный стеб над зрителем – это становится фирменной маркой студии Gainax. Просят у нее приключений – их есть у них. Супергерои? Не вопрос. Ах, вам еще и кавая впридачу – сколько-сколько килограмм отвесить? Хидеаки Анно снял «Евангелион» в присно памятном 1996 г. Затем он снимает целых ТРИ альтернативных концовки для него же. И наконец, десять лет спустя он преподносит фанам еще один сюрприз – он берет, и переснимает с нуля весь сериал. Да он издевается, что ли? – заорет кондовый фан. Именно издевается. Причем откровенно, ведь все, что хотел сказать Анно – он сказал еще тогда, в исходном сериале. Остальное снято именно в качестве насмешки над непонятливыми, или сильно серьезными зрителями – вы хочете подробностей – их есть у меня с избытком, не захлебнитесь.

А что, если бы режиссеру такого театра пришло бы в голову заставить зрителя смеяться до колик в животе, даже не понимая, что смеется он над самим собой? А получился бы сериал Хироюки Ямаги «Махороматик», построенный по принципу абсурдистсткой комедии. Вслед за своим учителем Анно, Ямаги с абсолютно серьезным и умным видом строит мир, в котором все законы жанра поставлены с ног на голову. В нем совершенно неудивительно, что сбежавший инопланетный робот сразу же наведается на ближайший пляж, чтобы всласть посрывать с бедных отдыхающих купальные костюмы. Учительница в школе обязательно окажется нимфоманкой с воооттакенными сиськами, влюбленной в собственного ученика (привет читанному в девятом классе под одеялом Набокову). А другой учитель в той же школе – безжалостным терминатором, который в нерабочее время вполне может запрыгнуть на ближайший фонарь, вытаскивая из-под колес автобуса симпатичную ученицу. Куда же в таком мире податься списанному в отставку боевому роботу из сверхсекретной организации? Конечно, только в горничные.

Веселый стеб просто сочится из каждого кадра сериала. Это и небольшие вставки в стиле «super deformed», и уморительные мизансцены, в который лишь немногие не узнают карикатуру на самих себя в юности. Вы помните, какой бардак царил в вашей комнате, когда вам было 15? Теперь взгляните на дом Сугуру, где достаточно пальцем ткнуть в стенной шкаф, чтобы заполнить полкомнаты разнообразным хламом. Вы прятали под кроватью пачку карт с эротическими фотографиями на рубашке? Вам доставит немало удовольствия сцена с несущимся сломя голову главным героем, потому что горничная вздумала убрать в его комнате и может найти… кое-какие сокровища (а заодно здорово повеселит фирменный слоган сериала – «я думаю, что порно – это плохо»). На выпускном вечере строили малосбыточные планы? Вот, все девушки из класса Сугуру перед выпускным забираются на высокое дерево (о да, лучшего места для этого сложно и придумать), и начинают судачить о том… как будут домохозяйками и прилежными женами. В этом месте я хохотал до слез, вспоминая собственные планы на будущее более десятка лет назад.

Но Gainax не была бы Gainax без тонкой философской начинки, обязательно присутствующей в любом ее сериале. Собственно, увидеть ее несложно, нужно просто захотеть – режиссер здесь не навязчив и не назидателен, предпочитая оставлять сложные вопросы на краю кадра. История о девочке с кровавыми волосами – это экранизация городской легенды, или притча о бессмертной любви? Желание суперробота Махоро стать человеком – это, случайно, не парафраз азимовского «Двухсотлетнего человека»? Да и в самом ее образе проглядываются черты азимовских роботов, более человечных, чем сами люди. Смотря на мир глазами чужого – робота, не знающего, что это – быть человеком, как это – дружить, и наконец, как это – любить – мы видим самих себя такими, какими есть, смешными и неуклюжими, а вовсе не Очень Серьезных и Перспективных Молодых Людей. А что еще нужно, чтобы вновь обрести смысл жизни?

Вы должны жить и должны научиться смеяться. Вы должны научиться слушать проклятую радиомузыку жизни, должны чтить скрытый за нею дух, должны научиться смеяться над ее суматошностью. Вот и все, большего от вас не требуют.
Герман Гессе «Степной волк»

По окончанию сериала обязательно зрителя посещает чувство грусти и расставания. Не хочется закрывать окно в тот мир юности, который казалось, давно канул в прошлое. Но в том и прелесть театра абсурда, что туда можно вернуться в любой момент. Нужно просто протянуть руку, и оставить разум на полке, словно надоевшую шляпу.

Отредактировано Auriel (2009-02-27 15:31:18)

2

Дополнение

Махороматик: финал

И вот все закончилось. Последняя серия второго сезона, счетчик на нуле, а на экране - стоп-кадр с надписью "Конец". Сложное послевкусие, в котором ощущается не happy-end, но hope-end, типичный для Гайнакс. А также безотчетное чувство "дежа вю". Примерно год назад, когда в мои загребущие руки попал первый сезон "Махороматик", я набросал небольшой отрывок, в котором под звуки блюза уже немолодой Сугуру рассказывает историю своего детства случайным собутыльникам в каком-то прокуренном клубе. В его истории все сверкает свежими акварельными красками, светит яркое солнце, а люди вокруг - приветливы и добры. В ней переплелись фантазии, подспудное желание снова вернуться в счастливое время и горькое сожаление о том, что все это - ушло. Собственно, это и есть последняя, двадцать шестая серия, с учетом режиссерских вариаций. Гайнаксовцы даже сделали финал более пронзительным, чем я ожидал, и оттого он мне так понравился. Это логично. В конце все всегда должно быть четко отмерено и уравновешено. И человек, потерявший надежду, обязательно должен ее обрести в конце.

В моем инсайте нет никакой магии. Просто таково влияние "Евангелиона". Я просто не мог себе вообразить иного финала гайнаксовского аниме. В традиции этой студии любой сюжет, даже самый сказочный, всегда жизнен. А в жизни счастье никогда не бывает вечным, и рано или поздно превращается в рану на сердце. Именно так все и закончилось. После того, как Махоро перестала функционировать, мир вокруг Сугуру рухнул. Так всегда бывает, когда теряешь родных и близких. Кажется, будто небо валится, и вокруг все становится серым, блеклым. И человек опускает руки. Он превращается в свою противоположность, пытаясь пустоту в своем сердце заполнить чем угодно - кто-то бросается во все тяжкие, кто-то замыкается в себе, а кто-то бежит. Сугуру испробовал все эти пути. Он превратился в классического "крутосваренного" одинокого воина, который занимается "деактивацией" боевых роботов. Эдакий вариант диковского Рика Декарда с огромным мечом за плечами. И как и Декард, он всегда одинок. Его единственный компаньон-барыга оказывается наемным убийцей. Его юношеская любовь - учительница Сикидзё, встречая его, только поводит плечами. А та, кого он в действительности любил, сам того не понимая - давно превратилась в поток битов где-то внутри инопланетного суперкомпьютера, сохраненная в архиве и не предназначенная для реактивации. Или предназначенная...

И вот он, момент возможного. Умирая, Сугуру вдруг встречает Махоро. Фантазия? Галлюцинация его медленно гаснущего мозга? Или отголосок тех ярких и прекрасных воспоминаний, которые он всю жизнь от себя гнал? Перед его глазами вновь пролетают светлые весенние и летние дни, и последним кадром - на фоне звезд светящаяся дверь, в которую проходят две тени...

Так что же случилось? На вротарте высказали несколько интересных мнений, но ни одно из них даже не лежит близко от истины. А все, как всегда, просто и сложно одновременно. Да, Сугуру умер. Да, они с Махоро будут счастливы там, среди звезд. И как хотите, так и понимайте этот ключевой парадокс. То ли Сугуру, как бегло намекают в одном из диалогов - тоже андроид, и его память будет сохранена и записана, как и память Махоро. То ли дело просто в том, что андроид Махоро обрела душу - и она соединилась с душой Сугуру после смерти. То ли все еще сложнее, и вообще все произошедшее в аниме - это лишь фантазия стоящего на пороге смерти Сугуру, который никогда не знал настоящей любви - и выдумал ее так хорошо, что она воплотилась в реальность. Так ведь тоже бывает. А лично мне ближе четвертый вариант. Тот, которым заканчивается "Винни Пух".

Сколько бы лет не прошло, всегда будет существовать маленький городок неподалеку от Токио, где в доме, окруженном гортензиями, живет симпатичный очкарик. Его всегда будет любить и ждать прекрасная девушка-андроид с человеческим сердцем. И это место пребудет вечно.


Вы здесь » Живая душа аниме » Кинозал » Mahoromatic: The Automatic Maiden